А что там "под капотом" машины психолога?

Модель сбора диагностической информации S.C.O.R.E.

Что происходит по время сессии психолога-коуча с клиентом?
Друзья, думаю, вам будет интересно узнать о том, что происходит по время сессии психолога-коуча с клиентом.
Поэтому хочу приоткрыть вам некоторые «технические» моменты работы.
Психолог начинает работу с проведения диагностики, сбора информации о картине мира клиента, его желаемой цели или изменении.
Для систематизации получаемой информации полезна модель задавания вопросов и сортировки сведений по ключевым параметрам.
Специалисты пользуются для ее обозначения сокращением S.C.O.R.E. Пять ключевых параметров называются: (Symptoms) симптомы, (Cause) причины, (Outcome) желаемый результат, (Resources) ресурсы, (Effects) эффекты-последствия.

Психолог задает вопросы, ориентируя клиента искать информацию в своей картине мира по этим параметрам.

Симптомы - как правило, наиболее заметные и осознаваемые аспекты предъявляемой проблемы или имеющегося состояния.
– Как обстоит ситуация в настоящее время? Что болит? Почему это важно клиенту сейчас?
Психолог просит максимально конкретно и описательно формулировать ответы.

Причины – лежащие наиболее глубоко элементы, ответственные за формирование и обретение выявленных симптомов. Они менее явны, чем симптомы.
– Что физически (ощущаемо в сенсорном опыте) произошло в прошлом, что ты в этой точке оказался?
При этом психолог собирает те пошаговые стратегии, которые клиента привели к текущему состоянию.

Желаемый результат – действительная цель или желаемое состояние, которое займёт место выявленных симптомов.
– Что конкретно ты хочешь, чтобы произошло?
В этой точке психолог привлекает внимание клиента к тому, чтобы желаемый результат он высказывал в позитивных формулировках. Результат должен быть под личным контролем клиента. Клиент представляет результат максимально конкретно: что он будет видеть, слышать и чувствовать в момент достижения результата. Кто будет окружать клиента? Когда этот результат будет достигнут? Почему он еще не достигнут клиентом? Что может помешать достижению результата?

Ресурсы – более глубоко лежащие элементы, ответственные за формирование и достижение целей, например: уверенность, любопытство, превосходство и т. п. Какие ресурсы в окружаем мире доступны клиенту для достижения цели - материальные, информационные, связи с людьми и т.п.
– Что вы можете задействовать уже сейчас, чтобы начать выполнять движение к цели?
Психолог выясняет - какими ресурсами обладает клиент для достижения цели.

Эффекты-последствия – это результаты или отклики на достижение конкретного результата. Положительные эффекты часто являются причиной или мотивацией того, что люди хотят, чтобы результат начинался с эффекта.
– Что произойдет в будущем, когда будет достигнут желаемый результат?
Здесь психолог ориентирует внимание клиента на последствиях достижения результата. Какие стороны жизни могут претерпеть изменения? Как в лучшую, так и в худшую сторону.
Сохраняются ли выгоды от существующего положения дел , которые есть у клиента сейчас? (если нет, то психолог предлагает клиенту поискать такой способ реализации результата, который позволит их сохранить).
Конечно, психолог не следует жестко этому порядку задавания вопросов. Он ориентируется на те ответы и реакции, которые демонстрирует клиент. Он отмечает те области жизни, те ситуации, в отношении которых клиент реагирует наиболее яркими негативными реакциями. Это означает, что там есть проблемные моменты, над которыми психолог может предложить поработать.

Модель сбора и систематизации информации S.C.O.R.E. может быть полезна не только в контексте психологической работы, но и в других. При оказании услуг практически любого характера предоставляющему услугу полезно выяснить — а с чем пришел клиент, какого результата он ожидает, что для него будет свидетельствовать о качестве услуги, какие попытки добиться результата он уже предпринимал? И т.д.

Довольно часто в процессе ответа на вопросы психолога клиент, так сказать, «ловит инсайты» - осознает более полно с чем связаны его проблемы, как он сможет улучшить свою жизнь. Т.е. проводя технику в ходе диагностики психолог уже может помочь клиенту достигнуть терапевтического эффекта.


Made on
Tilda