"Все врут" (др.Хаус)

Метамодель - инструмент поиска истины

Метамодель служит полезным инструментом, если мы хотим понять, какой сенсорный опыт стоит за словесным заявлением человека.
Этот инструмент полезен при общении исполнителя и заказчика, коуча и клиента, начальника и подчиненного, родителей и детей и так далее.




Не буду занимать внимание историей происхождения метамодели, перейдем сразу к сути.
Она помогает отделить предположения от реальной информации, проверить суждения (свои и собеседника) на соответствие действительности, понять ход рассуждений, ведущий к озвученному выводу.
Итак.
Люди имеют несколько процессов, при помощи которых «познают мир»: удаление (опущение), обобщение и искажение.

Удаление: вы сейчас читаете этот текст и, скорее всего, не слышите шум холодильника на кухне и не чувствуете свой мизинец на левой ноге. Как только вы начнете прислушиваться к шуму холодильника и сосредоточитесь на ощущении в мизинце, вы прекратите читать. Это и есть удаление информации.

Обобщение: вы слышите шум холодильника дома, слышите шум холодильника в гостях у друзей. И вы делаете вывод — обобщение — все холодильники шумят.

Искажение: вы видите в чате значки :) и делаете вывод об улыбке. Хотя посмотрев на свою улыбку в зеркало, вы не увидите ни двоеточия, ни скобки.

Введем пару терминов.
Полная картина (переживание) того, что мы пытаемся сообщить, называется «глубинной структурой». В основном глубинная структура нами не осознается – существенная часть располагается на уровнях, не передаваемых словами. Те слова и предложения, которые мы произносим, называются «поверхностной структурой.»
Когда мы говорим, мы пытаемся описать свою глубинную структуру. И при создании описания - поверхностной структуры мы используем способы обработки информации: удаление (опущение), обобщение и искажение. И в процессе обработки часть информации теряется. А метамодель как раз и служит для восстановления потерянной информации.
Удаление (опущение) ведет к потере при передаче информации.
Обобщение — создает ограничения.
Искажение — это ошибочные формулировки.
Соответственно, реакции на каждый тип нарушений:
Удаление (опущение) – восстановить утерянную информацию.
Обобщение – выйти за выраженные в формулировке границы.
Искажение – восстановить истинную структуру сообщения.
Паттерны (шаблоны) метамодели
К удалениям (опущениям) относятся паттерны:
  • удаленный референтный индекс. Человек или предмет, производящий действие или являющийся объектом действия, называется «референтным индексом».
  • Действующее лицо предложения может исчезнуть, если использовать пассивный залог, например: «Дом был построен»,вместо: «Х построил дом». Восстанавливаем информацию с помощью вопроса: «Кто построил дом?»
  • неопределённый референтный индекс. Существительное и фраза с существительным не называет конкретно определенного человека или предмет. Слова «этот», «тот», «это», «то», «та», «оно». Например: «Это важно». Восстанавливаем информацию вопросом: «Что важно?»
  • обобщенный референтный индекс. Это существительное или местоимение, которое относится к неспецифической группе или категории. Пример: «Мужчины бесчувственны». Восстанавливаем реальность с помощью вопроса: «Какие конкретно мужчины?»
  • обратный референтный индекс. Собеседник как бы принимает действие глагола в предложении, но действия не выполняет. Например: «Никто не любит меня». Возвращаем ответственность за собственные действия собеседнику вопросом: «Можете ли Вы сказать: “Я никого не люблю…”»
  • неконкретные глаголы. Все глаголы неконкретны в той или иной степени. И люди приписывают им различное содержание на уровне глубинной структуры. Поэтому имеет смысл выяснить более точно, какой смысл придает глаголу собеседник. «Она ободрила меня…». Проясним смысл вопросом: «Как конкретно она одобрила Вас?»
  • утраченный перформатив. Цель работы с этой формой – дать человеку иметь собственные правила и мнения, при этом позволить остальному миру иметь свои. Эта форма указывает, что говорящему не приходит в голову, что есть другие возможности. «Так нельзя поступать!» Зададим вопрос: «Кому нельзя так поступать?»
  • номинализация. Процессуальные слова (глаголы) превращены в существительные. Процесс превращается, таким образом, в вещь или событие. Когда это происходит, теряется возможность выбора, и нас нужно вернуть к связи с проходящими динамическими процессами жизни.
Обобщения представлены следующими паттернами:
  • кванторы общности(«все»), существования(«никто»). Слова, которые утверждают абсолютные условия восприятия реальности собеседником: «все», «каждый», «всегда», «никогда», «всякий», «никто» и т.п. Например: «Я никогда ничего не делаю правильно». Раскрыть нарушение в модели мира собеседника помогут вопросы, направленные на поиск исключений: «Вы абсолютно никогда, ничего не делается правильно?» Или: «Но когда-нибудь вы все же сделали что-то правильно?»
  • модальные операторы возможности. «Могу» и «не могу», «возможно» и «невозможно». Они определяют, что рассматривается в качестве возможного в карте реальности собеседника. Например: «Я не могу сделать это». Раскрыть в карте собеседника другие варианты действий мы можем вопросом: «Что, как вы думаете, случится, если вы действительно сделаете это?»
  • модальные операторы необходимости. «Следует», и «не следует», «должен» и «не должен», «обязан» и «не обязан». Применение таких глаголов выражает правила поведения собеседника, не выражаемые явно. Например: «Тебе следует быть честным». Реальные или воображаемые последствия нарушения этих правил вскрываются с помощью вопроса: «Что бы произошло, если бы вы все-таки сделали (или не сделали) это?»
Искажениями являются паттерны:
  • причина и следствие. «Вы заставляете меня чувствовать себя плохо.» Один человек не имеет возможности непосредственно контролировать эмоциональное состояние другого человека. Идея, что вы можете заставлять людей переживать различные состояния или что другие люди могут вызывать у вас различные эмоции, является сильно ограничивающей и часто оказывается причиной расстройств.
  • чтение мыслей. Человек предполагает, не имея непосредственного доказательства, что другой человек думает или ощущает. Люди часто делают так. Иногда это является интуитивной реакцией на невербальные сигналы, которые замечаются на неосознанном уровне. Иногда это галлюцинация или проекция - то, что мы сами думали или чувствовали бы в такой ситуации. Например: «Он совершенно не обращает на меня внимание». Чтение мыслей может быть подвергнуто сомнению вопросом: «Как ты узнала об этом?»
В бизнесе, да и других ситуациях люди часто прячут то, о чем они не хотят говорить. Цель применения метамодели - найти недостающую информацию.


В помощь тем, кто хочет потренироваться в применении метамодели, предлагаю приложение (по ссылке - для владельцев iPhone, по ссылке - для владельцев Android)

Made on
Tilda