Одна из ключевых идей коммуникации

Карта - не территория

Различие в представлении реальности у разных людей




В некоторых направлениях психологического консультирования это одна из ключевых идей.

Она помогает отделить реальность от нашего представления о ней.

Проиллюстрируем аналогиями и примерами.

На земле существует какая-то местность. Эту местность мы можем нарисовать на карте.
Если мы рисуем высоты и ложбины, то карта будет отображать рельеф местности.
Если мы рисуем типы растений, произрастающих на местности, то это будет карта растительности.
А если мы нарисуем, какие природные ресурсы находятся в недрах этой местности, сколько и какие там расположены предприятия, то эта карта будет отражать экономику.
Местность одна, а взгляды на нее отличаются в зависимости от типа карты.

В голове человека при создании описания реальности происходит примерно такая же штука. Если один человек описывает свой костюм как мягкий, удобный, теплый, то для другого он может быть красивым, зеленым, с перламутровыми пуговицами. А у третьего он вообще шуршащий.
В этом примере три человека разойдутся в своих картах реальности по параметрам предпочитаемых каналов восприятия — через телесные ощущения, визуальные образы или звуковые. И такое непонимание карт друг друга вполне может вызвать если не ссоры, то как минимум ошибки в трактовке чужого поведения.

Еще пример. Часто используют слова «я люблю». Это может означать для одного человека «я люблю есть клубнику», а для другого «я люблю ездить на такси».

А ведь есть еще и другие параметры, по которым люди формируют свои карты.
Полка для них получается довольно большой.

Поэтому, если мы хотим понимать, как думают другие люди, что мы хотим им показать, какую информацию донести или получить, полезно иметь в голове представление, что карта мира моя или собеседника вовсе не является равной самой реальности.

И прежде чем спорить, обмениваться информацией хорошо бы уточнить — а в какой карте живет сейчас мой собеседник?



Made on
Tilda